Откровения таксистов. Как устроен бизнес, и с чем связана забастовка водителей

Откровения таксистов. Как устроен бизнес, и с чем связана забастовка водителейВодители Яндекс. Такси бастуют, уверяя, что их “оставляют без штанов” новые минимальные тарифы — 99 рублей за поездку в 5 минут. Сейчас это — одна из самых низких планок среди подобных сервисов, однако работники Яндекс, уверяют, что этот бунт надуман. Телеканал “360” узнал, как устроена работа агрегаторов, и как выглядят будни их работников. Но сначала мы решили разобраться, кто все-таки дешевле?

Как на самом деле рассчитывается стоимость поездки

Рассмотрим 3 самых крупных агрегатора — Яндекс. Такси, Gett и Uber. Рассчитаем поездку в 17 километров, в спокойные часы путь займет 35 минут.

Системы расчета не просты, например, мало кто знает, что Uber одновременно берет деньги и за километраж. и за минуты поездки, а в стоимость его вызова — 50 рублей — не входят льготные минуты. По минимальному тарифу, который застать не просто, за поездку в 17 километров заплатите по 8 рублей за каждый км, а еще 8 за каждую минуту — их примерно35. А еще 50 за подачу машины.

Итого: 466 рублей

В Gett такси система проще: 149 рублей за вызов, в сумму входят 10 минут поездки, остальное — 15 рублей за минуту, а ехать по нашему условному маршруту еще минут 25.

Итого 524 рубля

У Яндекс. Такси поездка получается самой дешевой, но и расчет — самый запутанный. Кроме того, у системы (как и в Uber) появились увеличенные в часы пик тарифы. В стоимость вызова за 99 рублей входят 5 минут, за это время без пробок мы проедем около 3 километров. Следующие 2 километра рассчитываются как 9 рублей минута — это еще примерно 36 рублей. Ну, а за оставшийся путь платим уже за расстояние — по 9 рублей с километра, а останется проехать примерно 12.

Итого 243 рубля

Представители самого дорогого агрегатора из тройки уверяют, что низкие тарифы помогают зарабатывать больше денег. “Это простой механизм. Если поездка будет доступная по цене, больше людей смогут поехать. На оборотах денег получается больше. Водителю не нужно ждать час одного заказа на 800 рублей, он за этот час сделает несколько заказов на большую сумму. С такими условиями согласны 40 тысяч наших водителей,” – сообщила Телеканалу “360” пресс-секретарь Gett такси Алена Балакирева.

Как устроена служба такси, и сколько получают водители

На работу в такси берут водителей со стажем вождения от 3-х лет, желательный возраст — от 25, лучше без ДТП в истории и с навыками использования видеооборудования.

Водитель может быть индивидуальным предпринимателем и ездить на собственной машине, в этом случае он отдает государству 6% заработка. По такой схеме работает Uber, там водителей называют “партнерами”. “У нас нет такого понятия, как обязательная смена, обязательное количество часов. Основной принцип — гибкость в сотрудничестве, потому что мы работаем с партнерами — ИП и юридическими лицами,” — сообщила нашему телеканалу специалист пресс-службы Uber Евгения Шипова.

А если таксист арендует машину в таксопарке, то отдает около 5% арендодателям. Сейчас большинство таксистов подключены к крупным такси-агрераторам, которые распределяют заказы по своим тарифам. Водителям достается процент от выполненной поездки, деньги перечисляются на карточку. Яндекс. Такси отдает водителям 88% от стоимости заказа, Gett — 85%, Uber — 80%.

Минимальная сумма оплаты поездки водителю

Чтобы не быть “отставшей” компанией, приложения соревнуются в минимальной ставке. Заказать такси на 3-х человек от метро до дома — дешевле, чем проехать на автобусе. Короткие поездки по минимальному тарифу водителям не выгодны, а они сейчас очень популярны. Однако, крупные агрегаторы из своего кармана добавляют таксистам оплату за них. Например, у Gett пользуются спросом 10-ти минутные поездки за 149 рублей. Водителям за такую поездку Gett выплачивает 350 рублей, себе в убыток. А Uber при любой длительности поездки платит своему водителю 300 рублей. У Яндекс. Такси подобной системы нет.

“Здесь смысл в оптимизации. Мы поработали над тем, чтобы водитель не ждал клиента, а ехал до того, который от него в 500-х метрах. Он за 5 минут до него доехал, 5 минут вёз, высадил, и через 2 минуты у него новый заказ. Это как с производством конфет, чем больше партия, тем меньше себестоимость производства,” — сообщила менеджер по работе со СМИ компании “Яндекс” Элина Ставиская.

Владимир — водитель Яндекс. Такси поделился с нашим телеканалом: “Я не меняю Яндекс, потому что хочется быть патриотом. Яндекс. Такси — единственная крупная российская компания. А Uber и Gettaxi зарегистрированы за границей. За 10-часовой рабочий день получается 2000, максимум 3000 рублей. Иногда даже полторы тысячи. Чтобы получить 4 тысячи приходиться работать по 18 часов”.

Зарплата водителей

В день водители выполняют в среднем 8−10 заказов. Таким образом, самая низкая зарплата у сотрудников Яндекс, так как там нет минимальной оплаты поездки для водителя. За 20 рабочих дней в месяц — около 50 тысяч рублей. В Uber и Gett расчетная зарплата колеблется около 80 тысяч.

Эльдар — водитель в Uber:

“Я подключился, потому что в “Убере” заказов больше, хотя минимальная подача автомобиля должна стоить 100 рублей, а не 50 рублей. Подбадривают “счастливые часы” — в будни и в выходные с 7 до 11 утра и в определенные часы вечером доплачивается 50 рублей за поездку. Если работать в пределах Садового кольца с 7 утра и до 23 развозить клиентов, то около 4000−5000 тысяч в день можно заработать.”

Сколько зарабатывают агрегаторы такси.

Себестоимость обработки заказа не превышает одного рубля. При этом по приблизительным подсчетам одна крупная компания-агрегатор выполняет около 4 миллионов заказов в сутки по России. Если она получает с одного заказа 20 рублей, ее доход составляет около 80 миллионов рублей за 24 часа работы. Так что агрегаторы могут опускать тарифы до того уровня, пока таксисты готовы по ним работать. И, очевидно, в случае Яндекс. Такси этот уровень достигнут.

Дарья Дементьева, Светлана Чудина

как организовать таксопарк для яндекс такси

как узнать свой таксопарк

как подключить таксопарк